Выбор шин для автомобиля

Как выбрать шины для автомобиля

Для правильного выбора подходящей резины стоит обратить внимание на рекомендации завода изготовителя автомобиля по:

  • ширине шины;
  • высоте профиля;
  • монтажному диаметру;
  • индексе нагрузки;
  • индексе скорости.

Маркировка шин

Ширина шины

– первый цифровой индекс, отражаемый в маркировке шины.

Слишком узкая шина будет сидеть на диске «домиком», что недопустимо из-за высокого риска самопроизвольного разбортирования, а слишком широкая – «грибом», что также недопустимо.
Более широкая резина обычно обеспечивает большее пятно контакта с дорогой и лучшее сцепление с поверхностью, они имеют меньший профиль при условии одинакового диаметра и имеют большую массу, что реально отразится на динамике автомобиля и расходе топлива. Рост ширины шины увеличивает их склонность к аквапланированию.
Ширину шин нужно выбирать с учетом допустимого производителем диапазона и желаемых характеристик.

Высота профиля

, или серия – второй индекс, отражаемый в маркировке шины.

Указывается в процентах от ширины шины — это отношение высоты профиля к ширине в процентах. Например, шина 235/55 R18 100Т имеет высоту профиля в 55% от ее ширины. Высота профиля влияет на характеристики комфорта и управления автомобилем. Высокий профиль обеспечивает лучший комфорт и устойчивость к пробоям, а низкопрофильные шины лучше передают профиль дороги на подвеску и кузов, они склонны к повреждениям при попадании в дефекты дорожного полотна. Низкий профиль обеспечивает лучшую управляемость, а более высокий – напротив, большую «валкость» автомобиля.

Индекс нагрузки

– параметр, отражающий максимально допустимую нагрузку на шину при ее эксплуатации. Обозначается цифровым индексом, указывается после геометрических параметров шины: например, наша условная шина 235/55 R18 100T имеет индекс нагрузки 100. Расшифровку индекса можно посмотреть в таблице, приводимой производителем шин – в нашем случае индекс 100 означает допустимую нагрузку в 800 килограммов. При выборе покрышек стоит учитывать, что индекс нагрузки должен находиться в пределах 30-35% от веса снаряженного авто.

Индекс скорости

– параметр, максимальной допустимую скорость эксплуатации шины, при которой она сохраняет свои характеристики и безопасность. Это буквенный индекс, расшифровку индекса в таблице ниже. Параметр максимально допустимой скорости для шин 235/55 R18 100T — 190 км/ч.

Прочая маркировка автомобильных шин:

Winter — зимние шины.
Aqua, Rain — высокоэффективны на мокрой дороге.
M+S (Mud+Snow) — «грязь+снег» — пригодны для движения по грязи и снегу
A/T (All Terrain) — шины для любого ландшафта.
AS (All Season), All-Season, All-Weather — всесезонная шина.
R+W (Road + Winter) — всесезонная дорожная шина.
Rotation — шины с направленным рисунком протектора имеют стрелку на боковине шины, показывающую требуемое направление вращения шины.
Outside и Inside (или Side Facing Out и Side Facing Inwards) — асимметричные шины, при установке которых нужно строго соблюдать правило установки шины на диск. Надпись Outside (наружная сторона) должна быть с наружной стороны автомобиля, а Inside (внутренняя сторона) — с внутренней.
Left или Right — означает, что шины этой модели бывают левые и правые. При их установке нужно строго соблюдать правило установки шины на автомобиль, левые только слева, а правые, соответственно, только справа.
Steel Radial — радиальная шина с металлическим кордом.
Tubeless (TL) — бескамерная шина. Если этой надписи нет, то шина может использоваться только с камерой.
Tube Type (TT) — шина должна эксплуатироваться с камерой.
MAX PRESSURE — максимально допустимое давление в шине, в кПа.
RAIN, WATER, AQUA (или пиктограмма «зонтик») — означает, что эти шины специально спроектированы для дождливой погоды и имеют высокую степень защиты от эффекта аквапланирования.
Treadwear 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100. Показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов сход-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.
Traction А — коэффициент сцепления, имеет значения А, В, С. Коэффициент А имеет наибольшую величину сцепления в своем классе.
PR (Ply Rating) — прочность (несущая способность) каркаса условно оценивается так называемой нормой слойности. Чем прочнее каркас, тем большее давление воздуха выдерживает шина, и, следовательно, имеет большую грузоподъемность. Для легковых автомобилей используют шины с нормой слойности 4PR и иногда 6PR, причем в этом случае последние имеют надпись «Reinforced», то есть «усиленные» (шины повышенной грузоподъемности).
Extra Load (XL) — повышенный индекс нагрузки.
Reinforced (Reinf или RF) — повышенный индекс нагрузки. На легких грузовиках и микроавтобусах наиболее употребительны именно шины с 6PR и 8PR. О повышенной слойности (то есть прочности) шины может свидетельствовать буква «С» (commercial), которая ставится после обозначения посадочного диаметра (например, 185R14C)
TWI — знак расположен на боковине шины и показывает расположение отметок остаточной высоты рисунка протектора в основных канавках. Для стран Европейского Союза и Российской Федерации остаточная высота рисунка протектора изношенной легковой шины должна быть не менее 1,6 мм.
ZP
— нулевое давление (Zéro Pression), коммерческое обозначение Michelin для шин с усиленными боковинами. ZP : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 80 км при скорости до 80 км/ч. ZP SR : Возможность продолжать движение в случае прокола на расстояние до 30 км при скорости до 80 км/ч.
SST
— самонесущая шина (Self Supporting Tyres). Такие шины могут нести нагрузку и продолжать движение после прокола.
Dunlop MFS (Maximum Flange Shield)
— Система максимальной защиты обода борта защищает дорогие колеса от повреждений об бордюры и тротуары — резиновый профиль по окружности покрышки, расположенный на нижней части стенки над фланцем обода, образует буферную зону.
Studless
— не подлежит ошиповке.
Studdable
— подлежит ошиповке.

Год выпуска и срок годности

Год выпуска маркируется неделей выпуска и года, например 1805 — 18 неделя 2005 года.

Перед покупкой обращайте внимание на дату изготовления шин, которые по закону хранятся максимум 2 года. По истечению срока резина теряет эластичность. Эксплуатировать шины разрешается не более 5 лет, но некоторые мировые бренды дают гарантию на продукцию сроком 10 лет.

Износостойкость

Treadwear 380 — коэффициент износоустойчивости, определяется по отношению к «базовой шине», для которой он равен 100. Показатель износа является теоретической величиной и не может быть напрямую связан с практическим сроком эксплуатации шины, на который значительное влияние оказывают дорожные условия, стиль вождения, соблюдение рекомендаций по давлению, регулировка углов сход-развала автомобиля и ротация колес. Показатель износа представлен в виде числа от 60 до 620 с интервалом в 20 единиц. Чем выше его значение, тем дольше выдерживает протектор при испытаниях по установленной методике.

Сезонность и регион использования

  • Всесезонная
  • Летняя
  • Зимняя («липучка» или шипованная шина)

Европейская резина

Это нешипованные шины для стран с умеренным климатом, где температура зимой остается в пределах 0°C. Ездить на такой резине рекомендуется по очищенным от снега трассам, сухому и мокрому асфальту. Подойдут для Москвы, где гололед на дорогах явление крайне редкое. Протектор имеет снегоотводящие каналы, которые помогут самоочищению колес и ламели. Высота протектора составляет 6 мм. При изготовлении таких шин используется жесткая резина.

Скандинавская резина
Такие шины станут отличным выбором для заснеженных дорог и регионов с жестким климатом. Такая резина хорошо поедет по сухому или мокрому асфальту.
Протекторы имеют небольшие снегоотводящие каналы, большое количество ламелей и высоту элементов протектора в 8 мм. Резина на шинах мягкая. Близка к варианту универсальной резины, на которой можно ездить при любых погодных условиях. Отличный вариант для Санкт-Петербурга и регионов, где климат быстро меняется, а морозы часто переходят в оттепель.

Шипованная резина
Эти шины приспособлены к езде по заснеженным улицам и эксплуатации в мороз.
Протектор имеет шипы, снегоотводящие каналы, ламели, высота элементов протектора достигает до 10 мм. Материал — резина средней жесткости.

Рисунок и тип протектора

Каждый вид протектора предназначен для определенных погодных условий, основные типы рисунка протектора по направленности беговой дорожки делятся на:

  • Направленный симметричный — считается универсальным рисунком. Такие шины наиболее распространены из-за своей дешевизны по сравнению с другой резиной. Они отлично справляются с мокрым асфальтом и эффективно отводят воду при движении — это снижает риск аквапланирования.
  • Ненаправленный симметричный протектор выполняет функцию отвода воды и очистки колеса. Характеризуется низким уровнем шума и удобством в управлении.
  • Ненаправленный асимметричный — более дорогой сегмента шин. Он дает хороший контакт с дорожным полотном и высокую поперечную и курсовую устойчивость. Уровень шума на дорогах от таких колес низкий.

Выбор фирмы-производителя шин

Самые популярные, все перечисленные компании входят в ТОП 5 лучших производителей шин для автомобилей, внедорожников и кроссоверов.

  • Nokian. Резина этого производителя пользуется популярностью у автолюбителей, производится в РФ, найти оригинальную «финскую» очень трудно.
  • Bridgestone. Япония. Бренд предлагает изобилие ассортимента резины высокого качества.
  • Hankook. Китай. Предлагает широкий ассортимент продукции достойного качества.
  • Michelin. Франция. Высокое качество шин и постоянные инновации в этой сфере.
  • Goodyear. Америка. Шины всех размеров и модификаций для легкового автомобиля и для внедорожника.